История

Сампсониевский собор

Сампсониевский собор в Петербурге - один из немногих памятников архитектуры первой половины XVIII века, сохранившихся до наших дней. Заложенный в 1709 году, храм был основан по повелению Петра I как благодарственный за небесное покровительство русским войскам в Полтавском сражении 27 июня (10 июля) 1709 года, происшедшем в день Святого Сампсония Странноприимца. В этот день русские войска нанесли сокрушительное поражение шведской армии в битве под Полтавой.

Эта церковь была особо почитаема среди петербуржцев и была наиболее благоустроена в сравнении с другими скудными приходскими церквями этого времени.  

Изначально маленькая деревянная церковь была освящена в 1710 г. Перестройка церкви в собор велась в 1728-1740 годах. Часть средств пожертвовал ярославский купец И.А. Лапшин, но средств не хватило и собор достраивали за казённый счёт. Завершено строительство  собора  было только при императрице Анне Иоанновне и в это же время – в 1740-е гг. была возведена колокольня.  На сегодняшний день имя архитектора собора и колокольни не установлено.

Каменная церковь преподобного Сампсония Странноприимца представляет собой небольшой одноапсидный храм с западным притвором, выступающей полукруглой апсидой. Фундамент ленточный бутовый из лещадной плиты, цоколь известняковый, стены кирпичные оштукатуренные. Высота здания до карниза -8.2 м; до креста купола -35.1 м. Длина храма снаружи 48 м, а вместе с притвором 56 м. Длина главного нефа 34 м, ширина 6 м. Тип постройки - «кораблем», храм состоит из алтарной части, основного объема и трапезной, причем пропорции всех трех частей складываются из традиционных представлений о согласии внутреннего объема с внешней архитектурой. В отделке фасадов собора использованы профилированные карнизы, рустованные пилястры, декоративные наличники окон. Нижняя часть храма с северной и южной стороны оформлена открытыми галереями со сплошными частными сводами без крестовых членений и тяг, что объясняется тем, что пяты сводов имеют низкую посадку. Каждая галерея прорезана пятью проемами. Капители выполнены без определенной ордерности, а в южной галерее имеются добавочные капители, соразмерные членениям окон второго света. Отсутствие определенного стиля пилястр (их базы, напротив, имеют множество видов тонко профилированных кирпичей) при гармоничной пропорциональности храма [194, 157] дает основание предполагать, что замысла архитектора не было, строительный процесс он не контролировал, возможно, выступал лишь консультантом, дававшим определенное направление работам. Эта ситуация и позволила заказчику или подрядчикам вносить изменения по своему усмотрению.

Стена собора со стороны южной галереи оформлена прямоугольной дверью и двумя рядами окон – четыре нижних - прямоугольные и пять верхних, центральные из которых овальные. В стену и пилоны вмонтированы надгробные плиты. Стена собора северной галереи также имеет два яруса окон. Три окна в нижнем и четыре в верхнем ряду. Одно окно верхнего ряда заложено.

Вход в собор оформляет невысокий лестничный марш, наружная входная дверь декорирована фронтоном с горельефом, изображающим ангелов с трубами (работа скульптора Гейдлиха по рисунку Н.Е.Лансере), и двумя полунишами с головками херувимов. С востока храм завершает полукруглая апсида, увенчанная маковкой с крестом. Собор завершает восьмигранный барабан с ложными окнами, увенчанный пятиглавием. Луковичные главки, окрашенные темно-зеленой краской, завершаются богатыми золочеными крестами.

Часовня построена в 1909 году в стиле елизаветинского барокко по проекту епархиального архитектора А.П. Аплаксина. 

В 1711 году возле Сампсониевского храма устроили кладбище. Петербург в первые годы своего существования не имел кладбищ. Историк    столицы  Михаил Пыляев отмечал, что до 1710 года, когда появилось первое общегородское кладбище - Сампсониевское, «умерших хоронили при собственных домах или у приходских церквей».

Устройство официального городского кладбища на Выборгской стороне началось почти сразу после основания первой деревянной Сампсониевской церкви. Как свидетельствуют современники, мысль об основании кладбища возле Сампсониевской церкви принадлежала самому Петру Первому. Он сказал, что в Петербурге живут  в большинстве своем люди пришлые, то есть  странники, поэтому пусть и покоятся они под защитой Странноприимца.

Сразу после постройки деревянной  церкви Петр повелел, «чтобы умерших тела, нигде у других церквей не погребали, кроме сея Сампсониевской церкви, не только Российского народа, но и иностранной нации»[1]. Рядом с церковью хоронили православных, а чуть дальше было отведено место для иноверческого  кладбища, где погребали католиков, лютеран и других иноземцев. Место для погребения предоставлялось бесплатно, кладбище было общедоступным. На Сампсониевском иноверческом кладбище похоронены  многие выдающиеся западноевропейские специалисты, приглашенные в XVIII в. на российскую службу -  первый президент Петербургской Академии наук медик Лаврентий Блюментрост, историк Готлиб Байер, математик Христиан Гольдбах, архитекторы Андреас Шлютер, Доменико Трезини, Жан Леблон, Карло Бартоломео Растрелли, квадратных дел мастер Иван Росси и многие другие.  По письменным источникам известны имена  и других лиц, погребенных на этом кладбище. На Сампсониевском кладбище хоронили  не только  знатных горожан и простых обывателей, но и умерших в заточении Петропавловской крепости и казненных.

У стен храма в 1740 г. были погребены тела казенных дворян  А.П. Волынского, А.Ф. Хрущева и М.А. Еропкина, обвиненных в заговоре против Бирона. Точное место захоронения неизвестно и сейчас на предполагаемым  месте их захоронения находится памятник «Врагам Бирона…»(1885 г., арх.М.А.Щурупов).

Похоронен  здесь по распоряжению Тайной Канцелярии и первый русский экономист Иван Тихонович Посошков. Точное место его могилы не установлено, поэтому на южной стене Сампсониевского собора, близ юго-восточного угла трапезной, укреплена бронзовая мемориальная доска.

Есть и  погребения, находящиеся непосредственно в храме,  о них известно значительно больше, чем о погребениях у стен храмов и в ограде. По данным Н.Романченко, внутри собора было не менее восьми погребений, также  отмеченных настенными могильными плитами и принадлежали они лицам высокого социального положения..  Еще несколько настенных плит укреплено на южном фасаде храма. В настоящее время их пять, четыре находятся в галерее. На других фасадах собора досок нет, и, скорее всего, никогда не было.

По сведениям, подтвержденным материалами раскопок, на Сампсониевском кладбище захоранивались горожане всех сословий, но в основном среднего достатка: купцы, чиновники, отставные солдаты, рабочие Батальона строений.

XX век.

Документы свидетельствуют, что Сампсониевский собор достаточно долго оставался островком спасения для многих произведений церковного искусства из близлежащих храмов. Например, Церковь Благоверной Княгини Анны Кашинской Кашинского Сретенского женского монастыря Тверской епархии, находящаяся неподалеку от Сампсониевского собора (Б.Сампсониевский пр.,53) согласно Выписке из протокола №83 заседания президиума ВЦИК[2] подлежала закрытию с 1 июля 1933 года и сносу.

В архивном деле также имеется заявление «двадцатки» с просьбой разрешить перенести две иконы в Сампсониевский собор.[3] Так же материалы дела, демонстрируют продолжающуюся борьбу инициативной группы за сохранение храма Анны Кашинской, построенного в начале XX столетия по проекту архитектора А.П.Аплаксина, результатом которой явилось имеющееся в деле Решение президиума Выборгского райсовета о передаче здания Выборгскому музею и Акт о передаче ключей от церкви зав. музеем.[4]

Так же, располагавшаяся неподалеку Церковь Спаса Происхождения Честных Древ (Спасо-Бочаринская; ул.Комсомола, д.9), снесенная летом 1932 года, передала две иконы и серебряный крест Сампсониевскому собору.[5]

С 1918 по 1938 годы Сампсониевский Собор оставался в ведении управления заместителя патриаршего местоблюстителя в Москве и Ленинградского митрополита. В июле 1938 г. церковные службы в Сампсониевском храме были прекращены по Решению Административной Комиссии Выборгского Комитета (протокол от 11 июля 1938г).[6]

Но еще с 1938 года велись переговоры между дирекцией Эрмитажа и Комитетом по Охране Памятников о возможности аренды здания собора. Однако, далеко не музейные функции для Сампсониевского собора готовил Эрмитаж, - собор должен был использоваться под склад Эрмитажа.

Великая Отечественная война и блокада Ленинграда изменили все планы мирного времени и по отношению к Сампсониевскому собору в том числе.
После войны собор со всем имуществом был передан Библиотеке Академии наук, использовался для хранения книг и канцелярских товаров, а позже был передан Оптово-закупочной базе Ленгорунивермага. Архивные документы подтверждают, что разрушенная крыша собора была восстановлена только в 1957 году. 

В 2000 году собор был открыт, но не как собор, а как музей. Он получил статус государственного музея-памятника. По субботам и воскресеньям, и в двунадесятые праздники в храме проводились богослужения. 
После длительного советского периода, 21 мая 2002 года в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, во имя честь которого освящён один из приделов собора, настоятелем храма протоиереем Иоанном Малининым была отслужена первая Божественная Литургия. Директором Собора в это время был Николай Викторович Нагорский. 
С 2010 года в Сампсониевском Соборе проводятся ежедневные богослужения. С 12 сентября 2015 года Настоятелем собора является архимандрит Серафим (Шкредь). В феврале 2017 года собор передан в управление Санкт-Петербургской Епархии Русской Православной Церкви.  Сегодня собор живет полноценной литургической жизнью. Приход собора постепенно увеличивается. При соборе существует воскресная школа для детей и для взрослых.

[1] Романченко Н. Исторический очерк Санкт-Петербургского Сампсониевского собора. СПб., 1909 – 73с.

[2] ЦГА СПб.,Ф.1000 оп.50,д.29, л.79

[3] Там же ,Ф.1000, оп.50, д.29, л.74

[4] Там же, Ф.7179, оп.10, д.400,л.33

[5] Там же, Ф.7384, оп.33,д.117, Акт от 10 марта 1932года «О передаче двух икон и серебряного креста в Сампсониевский собор»

[6] Архив КГИОП., П-28, Н-146., Бражников В. Научный паспорт на здание б. Сампсрниевского собора.1939.,с.107